МСУ Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

Дерзость. Четыре шага к избавлению от дерзости у ребенка

Дерзость. Четыре шага к избавлению от дерзости у ребенка

Существует два средства остановить дерзость. Первое — пресеките ее на начальной стадии, пока она не вошла в привычку. Второе — коль скоро вы решили дать дерзости решительный отпор — не отступайте.

Дерзость и пререкание становятся все более распространенными; похоже, каждый взрослый сталкивается с таким поведением детей. Как правило, дети начинают так себя вести примерно в пять лет. Если вы позволите этому продолжаться, отрицательные последствия распространятся со сверхъестественной быстротой. Поверьте, ни одному воспитателю, учителю, тренеру, вожатому или родителям других детей не понравится недостойно ведущий себя ребенок. К счастью, от таких видов неуважительного поведения, как дерзость и пререкание, довольно легко избавиться.

Четыре шага к избавлению от дерзости

Воспользуйтесь следующими четырьмя шагами как руководством в искоренении дерзости и склонности ребенка к пререканиям.

Шаг 1. Сразу же выявляйте дерзость

Определите, что именно вы считаете неуважительным поведением, чтобы ребенку было ясно, чего от него ждут. Все дети время от времени срываются, но есть ли слова, фразы или жесты, которыми ребенок пользуется довольно часто? Именно на этом вы и должны сосредоточиться. И всякий раз, когда ребенок ведет себя таким образом, немедленно указывайте на это. Ниже приводятся примеры из подобного опыта других родителей. Обратите внимание, что их замечания направлены только на неуважительное поведение, а не на личность ребенка.

 «Когда я говорю с тобой, ты закатываешь глаза. Это проявление неуважения. Больше так не делай».

 «Говорить мне «отстань», когда я с тобой разговариваю, — недопустимо. Так говорить нельзя».

 «Ты канючишь всякий раз, когда тебе что-то надо. Ты должен говорить более уважительно».

Шаг 2. Не вступайте в пререкания, когда ребенок дерзит

Исследования в области развития детей показывают, что, как правило, дети перестают дерзить, когда видят, что это неэффективно для привлечения внимания. Поэтому держитесь нейтрально и не отвечайте. Не вздыхайте, не пожимайте плечами, не показывайте, что им разгневаны. Более того, не уговаривайте, не увещевайте, не бранитесь; такая тактика почти никогда не срабатывает, а только усугубляет подобное поведение. Смотрите отстраненно на что-нибудь, если ;по не помогает — запритесь в ванной. Просто откажитесь продолжать разговор до тех пор, пока ребенок дерзит, и делайте так всегда. Как правило, если дети видят, что вы не собираетесь сдаваться, — они  прекращают дерзить. Вот несколько примеров.

 «Остановись. Говорить мне, что я ничего не знаю, — неуважительно. Мы поговорим, когда ты найдешь верный тон».

 «Я не хочу слушать грубияна. Если хочешь говорить со мной, говори уважительно. Я буду в другой комнате».

 «Мы поговорим, когда ты сможешь слушать с достаточным уважением, не закатывая глаз и не ухмыляясь».

Шаг 3. Введите штрафные санкции, если дерзкое поведение продолжается

Предположим, что вы четко объяснили, чего хотите, тем не менее дерзость и пререкания продолжаются. Пора ввести за них те или иные штрафные санкции. Эффективные штрафные санкции должны быть понятны ребенку, иметь определенную продолжительность, непосредственно относиться к неуважительному поступку и соответствовать характеру ребенка. Установив штрафные санкции, последовательно применяйте их и не отступайте. При постоянно повторяющихся нарушениях лучше всего составить и записать план, который должен быть подписан всеми причастными сторонами и находиться и доступном месте. Еще одна мысль: подумайте над тем, чтобы ребенок сам участвовал в определении для себя штрафных санкций — часто санкции, придуманные ребенком, более жесткие, чем ваши. Некоторые мамы рассказывали мне, что они успешно избавились от дерзости, заставляя ребенка повторять фразу более вежливым тоном не меньше десяти раз. Например, вместо фразы «ага, конечно!» нужно было повторить с верными интонацией и акцентами: «да, мама, я сделаю это».

Шаг 4. Поощряйте уважительное поведение

Одно из самых простых средств сделать хорошее поведение более частым — поощрять ребенка каждый раз, когда он поступает правильно. Однако результаты исследований показывают, что чаще всего мы делаем как раз наоборот: вместо того чтобы обращать внимание на вежливое поведение детей, мы постоянно указываем им на неправильные поступки. Поэтому, как только вы увидите или услышите, что ребенок проявляет вежливость или говорит уважительно, похвалите его и выразите удовлетворение. Вот несколько примеров.

 «Дэнни, мне нравится этот уважительный тон».

 «Дженни, спасибо, что вежливо выслушал меня».

 «Какой любезный голос, Келли. Очень хорошо, что ты запомнила, как правильно говорить».

 «Я знаю, что ты был расстроен, Тайлер, но ты не ругался. Очень тяжело избавиться от плохих привычек, но ты действительно стараешься».

                               «Вспыльчивость.  Пять шагов к обузданию неуместного гнева у ребенка»

Если мы хотим, чтобы наш ребенок стал спокойнее, нам нужно помочь ему понять, почему он вышел из себя, и научить его управлять своим состоянием.

Стиснутые зубы. Учащенное дыхание. Красное лицо. Научить ребенка справляться со своими чувствами непросто, особенно если он привык решать проблемы с помощью агрессии. К счастью, спокойствию тоже можно научиться. Для приобретения новых привычек требуется время, особенно если речь идет о вспыльчивости, так что не сдавайтесь! Если будете настойчивы, то поможете ребенку научиться справляться с гневом. Вы также, вероятно, поможете ему определить источник этого гнева.

Пять шагов к обузданию неуместного гнева

Предлагаю вам пять шагов на пути к обузданию вспышек гнева вашего ребенка и обучению выражать его более мирным способом.

Шаг 1. Выявите предупредительные признаки гнева

Объясните ребенку, что у каждого из нас есть свои маленькие знаки, которые предупреждают нас о том, что мы начинаем терять контроль над собой, и мы должны прислушиваться к ним, потому что они могут помочь нам избежать неприятностей. Затем научите распознать признаки, свидетельствующие о том, что он начинает выходить из себя, например: «ты кажешься напряженным. Твои руки сжаты в кулаки. Ты чувствуешь, что подступает гнев?» гнев вскипает очень быстро; если ребенок уже «завелся», ему будет сложно вернуться в нормальное состояние, он опоздал — и вы опоздали в попытке помочь ему.

Шаг 2. Установите скрытые факторы гнева

У каждого ребенка есть определенные переживания, которые «запускаются» глубинными фрустрациями* и нерешенными конфликтами, перерастающими во вспышки гнева. Например, ваш ребенок может чувствовать себя недооцененным в семье или неполноценным в условиях соперничества в классе либо страдать от низкой самооценки. Ваша задача — установить причины гнева ребенка и (тратить на них его внимание, когда он начинает выходить из себя.

* фрустрация (от лат. Frustratio— обман, тщетное ожидание) — психическое состояние, вызываемое невозможностью удовлетворить некую потребность или желание. Состояние фрустрации сопровождается различными негативными переживаниями: раздражением, тревогой, разочарованием и т.д. — прим. Ред.

Шаг 3. Составьте словарь ощущений

У многих детей гнев проявляется в том, что они дерутся, кричат, бьют и кусаются, поскольку просто не знают, как по-другому выразить свои чувства. Для этого им нужен эмоциональный словарь, и вы можете помочь в его составлении. Несколько примеров: злой, расстроенный, взбешенный, возбужденный, разъяренный, встревоженный, напряженный, нервный, беспокойный, раздраженный, разгневанный. Когда ваш ребенок гневается, используйте слова, чтобы он впоследствии мог их применять: «кажется, ты действительно разгневан. Хочешь об этом поговорить?», «ты кажешься раздраженным. Хочешь, чтобы это прошло?»

Шаг 4. Научите ребенка управлять своим гневом

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок достойно справлялся с гневом, вы должны научить его новому поведению вместо того, которое он использует сейчас.

 •    внутренний диалог. Научите ребенка произносить простую утвердительную фразу, которую он будет повторять про себя в любой стрессовой ситуации, например: «остановись и успокойся», «не теряй самообладания», «я могу с этим справиться».

 •    освобождение от гнева. Предложите ребенку нарисовать или написать на листе бумаги, что его выводит из себя, а затем разорвать этот лист на мелкие кусочки и «выбросить гнев». Он также может попытаться представить себе, как гнев постепенно покидает его небольшими порциями.

 •    контроль глубокого дыхания. Сядьте рядом со своим ребенком, устройтесь поудобнее, чтобы спина была ровной и опиралась на спинку стула. Считая про себя до пяти, сделайте вдох, задержите дыхание на два счета, затем медленно сделайте выдох, также сосчитав до пяти. Повторение этого упражнения поможет максимально расслабиться.

 • формула «1+3+10». Скажите ребенку следующее: «как только ты почувствуешь, что твое тело сигнализирует о потере самообладания, сделай три вещи. Сначала остановись и скажи себе: «успокойся». Это 1. После этого сделай три глубоких, медленных вдоха. Это 3. И наконец, сосчитай про себя до 10. Таким образом, получается 1+3+10. Это поможет тебе успокоиться и вернуть самообладание».

Шаг 5. Применяйте метод временной изоляции, если вспышки гнева продолжаются

Несмотря на то, что вы научили ребенка альтернативным методам сдерживания сильных эмоций, старые привычки не исчезнут сразу. В то же время вы не можете позволить своему ребенку прибегать к неподобающему выражению своего гнева. Если это не срабатывает, примените штрафные санкции (Сообщите ребенку об установлении штрафных санкций. Они должны быть взвешенными, соответствовать возрасту ребенка и проступку и, что немаловажно, о них следует объявить заранее: «Если ты снова начнешь …, тебе придется стать в угол на пять минут».

 Применяйте штрафные санкции в случае продолжающегося проблемного поведения. В случае отсутствия изменений или сопротивления ребенка изменениям, направленным на его поведение, следуйте своим обещаниям применить штрафные санкции. И будьте последовательны!).

План поэтапного изменения проблемного поведения ребенка

Ваше поведение — наглядный пример для вашего ребенка, поэтому начинать перевоспитание нужно со взгляда со стороны на свои собственные способы выражения гнева. Вот вопросы, которые вам помогут. Как ваши родители справлялись с гневом? Как вы обычно справляетесь с гневом? Где вы этому научились? Действует ли это в вашем случае? Насколько хорошим примером управления своим состоянием служите вы для своего ребенка? А остальные члены вашей семьи? Какие уроки из этих поступков может извлечь ребенок?

 Как вы обычно реагируете на гнев своего ребенка? Действует ли это? Что бы вы хотели изменить? Запишите свои мысли, а затем составьте план, как это можно изменить.

 Теперь настало время действий по изменению поведения вашего ребенка. Используйте дневник поэтапного изменения проблемного поведения ребенка для записи своих мыслей и составления плана изменений.

 1. Присмотритесь внимательно к тому, насколько хорошо ваш ребенок может контролировать свои эмоции. То, как поступают наши дети, часто говорит о более глубоких причинах проблемы. Вот несколько признаков того, что ребенку необходимы более интенсивные усилия по управлению гневом. Сколько из этих характеристик можно отнести к вашему ребенку?

Признаки вспыльчивости

 •   невозможность  выразить  свои   ощущения   в   разгневанном состоянии.

 •   частые вспышки гнева, даже по мелочам.

 •   трудности с приведением себя в нормальное состояние во время гнева.

 •   перерастание гнева в приступ (например, с криком, битьем, бранью, брызганьем слюной и т.п.).

 •   трудности с выходом из фрустрирующей ситуации.

 •   частые драки с другими людьми или их избиение.

 •   необдуманные действия, очень часто — безрассудное поведение.

 •   замкнутость и молчаливость, отсутствие склонности делиться переживаниями.

 •   склонность рассказывать, описывать либо рисовать сцены насилия или агрессивные действия.

 2. Присматривайтесь к приступам гнева ребенка всю последующую ‘ неделю. Ведите учет частоты их проявления на графике, в календаре или дневнике изменения проблемного поведения. Возможно, это поможет вам выяснить причины этих приступов. Что вы можете сделать, чтобы уменьшить их частоту? Запишите свои мысли.

 3.  Обратитесь к шагу 1. Отметьте, как ребенок ведет себя непосредственно перед началом приступа гнева. Запишите свои наблюдения, а затем поделитесь ими с ребенком, чтобы помочь ему распознавать признаки надвигающегося гнева.

 4.   Обратитесь к шагу 2. Каковы вероятные источники гнева вашего ребенка? Перечислите их. Какие можно устранить? Какие можно исправить? Наметьте стратегию, чтобы помочь ребенку совладать с неизбежными источниками гнева.

 5.   Обратитесь к шагу 3. Достаточный ли у вашего ребенка словарный запас для выражения своих ощущений? Если нет, подумайте, как можно его расширить.

 6.   Обратитесь к шагу 4 и выберите стратегию управления гневом, которой нужно научить. Назначьте дни и время, когда будете ее применять, и продолжайте использовать ее до тех пор, пока ребенок не сможет это делать без вашей помощи.

 7.   Необходимо бороться с нездоровыми способами реагирования. Обратитесь к шагу 5. Какие меры наказания вы собираетесь применять,   чтобы   избавить   его   от   неправильного   поведения?

 Гнев вполне естественен, но когда он становится привычкой и начинает отрицательно сказываться на отношениях ребенка в семье, с окружающими, или когда вы замечаете внезапные перепады настроения, не связанные с болезнью или побочным действием лекарств,; прислушайтесь к своему сердцу и начинайте действовать.

Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка

Как вы будете использовать пять шагов и план поэтапного изменения проблемного поведения для того, чтобы помочь своему ребенку? Запишите, что вы предпримете в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Администратор

Блог

Обновите профиль.

Вы можете авторизироваться для возможности обсуждения

Платные услуги

    • Индивидуальная консультация психолога – 200 руб/час.
    • Групповая психологическая консультация (тренинг) – 150 руб. чел/час.
    Подробнее

    8 (351) 6-00-22

    centr-trg@mail.ru

    г. Трехгорный, ул. Володина, 1.

Знакомство с нами

Решаем вместе
Не получили выплату или льготную путевку? Есть предложения по улучшению работы органов социальной защиты?

Брошюра bus.gov.ru

Будем вместе

© 2017 - 2021 официальный сайт МСУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей". - Разработка Компакт-Сервис.
Все персональные данные размещены с согласия субъекта на обработку персональных данных

WordPress Lessons