Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.
Замещающая семья – это один из вариантов решения проблемы сиротства детей. Она дает возможность добиться более высокого уровня адаптивности ребенка в социуме, чем в условиях государственного учреждения, позволяет создать наиболее комфортную среду для становления и развития его личности.
Для обеспечения стабильности проживания ребенка в семье и предотвращении вторичного сиротства, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семьи, в МСУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» создано отделение подготовки семейного устройства и сопровождение замещающих семей.
Именно сопровождение семьи и своевременное выявление детского и семейного неблагополучия являются теми формами оказания помощи замещающим семьям, на которые возложены ожидания по снижению количества приемных детей, имеющих опыт возвращения в госучреждения. Профессиональное сопровождение замещающих семей – это один из важнейших этапов в работе специалистов по работе с ребенком, помещенным в семью, и членами данной семьи.
Перед замещающими родителями встают вопросы: чему и как учить детей, как с ними общаться, как справляться с капризами и непослушанием, как разрешать конфликтные ситуации.
Отношения взрослых и детей, в каких бы конкретно условиях они не складывались, все равно подразумевают определенное неравенство, иерархию, поэтому и ответственность за конфликты в основном возлагается на родителей, потому что они старше.
Психологический конфликт в детско-родительских отношениях имеет в своей основе ряд причин:
— это непонимание взаимодействующих сторон;
— неуважение друг к другу; кризисы, которые возникают у детей и родителей в силу определенных обстоятельств, или возрастных особенностей;
— конфликты между супругами; развод;
— незнание элементарных правил поведения;
— основ психологии, педагогики, медицины, и ряд других основных и специфическах факторов.
При возникновении конфликтогенной ситуации с участием детей, особенно подросткового возраста, конфликт часто движется в направлении интенсификации, а не погашения. Этот процесс получил название эскалации.
Чем опасен такой ход развития конфликта, тем, что он может дойти до крайней черты, тупиковой ситуации, когда конфронтация реально угрожает превратиться в саморазрушающее действие для оппонента. При таком развитии оппоненты, либо одна из сторон, дети и/или родители, начинают бить по больным местам, стараются больнее укусить. Естественно, что такой вариант не может оказать позитивного действия на детско-родительские отношения. Тогда на помощь приходят знания о том, как предупредить конфликт.
Упражнение «Шаг за шагом»
Для достойного решения конфликта в отношениях с подростком мы должны пройти ряд этапов. Психологи вам предлагают шаг за шагом прийти к конструктивным взаимоотношениям. В ходе изучения этапов, вами могут быть высказаны свои точки зрения и убеждения.
Этапы выхода из конфликтных ситуаций:
Первый этап « Прояснение»
1. Сначала необходимо выслушать ребенка.
2. Уточнить — в чем проблема, что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.
3. Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.
4. Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.
5. Понять, какая потребность ребенка ущемлена.
6. Попытаться доступно объяснить ваш запрет.
Второй этап «Банк идей»
1. Начать с вопроса: “Как же нам быть?”, “Как поступить?”
2. Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.
3. Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.
4. Если предложений много, их можно записать на бумаге.
Третий этап «Важный выбор»
1. Провести совместное обсуждение предложений.
2. При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.
3. Определить и осознать истинные желания друг друга.
4. Сделать акцент на том, что как хорошо вместе решать “трудные” вопросы.
Четвертый этап «Контроль»
1. Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.
2. Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.
3. Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.
Анализ упражнения:
1. Использовали ли вы в общении с ребенком какую-нибудь технологию разрешения конфликта?
2. Какой из этапов вам показался более сложным?
3. Какие методы вы используете для разрешения конфликтов в вашей семье и можете сказать, что добиваетесь хороших результатов?
4. Прислушиваетесь ли вы к мнению своего ребенка в ситуации конфликта?
Если устранить конфликтную ситуацию не получается самостоятельно и требуется помощь третьих лиц, замещающие родители могут обратиться за помощью к психологу по телефону 6-00-22.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Вы можете авторизироваться для возможности обсуждения
© 2017 - 2024 официальный сайт МСУ "Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей". - Разработка Компакт-Сервис.
Все персональные данные размещены с согласия субъекта на обработку персональных данных